Sravni.ru. Автор: Анна Левочкина
Президент РФ подписал закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Это значит, что до конца года в России может появиться новый сервис — финансовый маркетплейс. С его помощью можно будет открывать вклады в любых банках, не выходя из дома. Рассказываем, как это будет работать и что поменяется для пользователей.
Финансовый маркетплейс — это сервис, с помощью которого пользователи смогут удалённо оформлять финансовые продукты — например, вклады или страховки. Сравнивать и выбирать продукты можно будет на финансовых платформах, которые подключены к системе «Маркетплейс» — среди них есть и Сравни.ру. По сути, маркетплейс свяжет продавцов (например, банки) и покупателя (например, клиента, который хочет оформить что-то в банке) посредством этих финансовых платформ в одном месте.
Какие продукты можно будет оформить
Первое время в маркетплейсе будут доступны:
- банковские вклады;
- ценные бумаги (государственные и корпоративные облигации, паи ПИФов);
- страховые продукты (полисы ОСАГО).
По закону все вклады, оформленные через маркетплейс, будут застрахованы Агентством по страхованию вкладов (АСВ). Это значит, что если у банка, в котором у пользователя открыт вклад, отзовут лицензию или он обанкротится, то АСВ возместит всю сумму вклада — но не больше 1,4 миллиона ₽.
В дальнейшем планируется запустить также продажу кредитов (в частности, ипотеки) и других финансовых, страховых и инвестиционных продуктов.
Как это будет работать
Вероятно, перед тем, как получить доступ к маркетплейсу, пользователю нужно будет сдать свои биометрические данные: изображение лица и запись голоса. Эти данные будут переданы в единую биометрическую систему. Сдать биометрию можно в отделениях некоторых банков — их список с режимом работы есть на сайте ЦБ. Это бесплатно.
Далее нужно пройти идентификацию на финансовой платформе, подключённой к маркетплейсу, — скорее всего, через сайт Госуслуг, где нужно будет авторизоваться и прочитать на камеру случайную последовательность цифр.
После этого можно будет открывать вклады в любом банке, который будет доступен в маркетплейсе (даже если пользователь не является клиентом этого банка), оформлять продукты в страховых компаниях, покупать ценные бумаги и так далее. Например, можно будет собрать в одну «корзину» на финансовой платформе несколько вкладов в разных банках и перевести деньги в один клик, объясняют в ЦБ.
Технически структура взаимодействия с маркетплейсом будет выглядеть так.
Источник: cbr.ru
Насколько это безопасно
Собирать, хранить и предоставлять пользователям информацию обо всех покупках и сделках, совершённых через маркетплейс, будет регистратор финансовых транзакций (РФТ) — Национальный расчётный депозитарий (НРД).
«Информация, хранимая в реестре зарегистрированных сделок, обладает статусом “золотой записи”, что позволяет потребителю иметь юридически значимое подтверждение сделки при отсутствии бумажных договоров. В случае спора продавца и потребителя информация из РФТ будет служить доказательством совершения сделки — это страхует клиента от недобросовестного оказания услуг», — объясняет управляющий директор по репозитарной деятельности НРД Анастасия Киселёва.
Получить выписку о своих покупках и сделках можно будет на портале Госуслуг — нужно будет сделать запрос в личном кабинете. Выписку можно будет скачать по ссылке в течение 72 часов — затем она будет удалена. Если понадобится ещё одна выписка, нужно будет сделать ещё один запрос. Это сделано для защиты информации.
Чтобы обеспечить дополнительную безопасность, РФТ использует собственный сервис, защищая каждый файл с выпиской уникальным паролем, говорит Киселёва.
Зачем нужен маркетплейс
Для удобства. Сейчас, чтобы оформить вклад в банке, нужно сначала стать его клиентом — открыть счёт и, например, дебетовую карту. Для этого необходимо посетить отделение банка или встретиться с курьером, который проведёт идентификацию: сфотографирует клиента с паспортом и попросит подписать документы. Чтобы открыть несколько вкладов в разных банках, такую процедуру придётся пройти несколько раз.
В случае с маркетплейсом идентификация понадобится только один раз — и после этого клиент получит доступ ко всем услугам, банкам, страховым и финансовым компаниям, интегрированным в систему.
Маркетплейс будет особенно актуален для жителей населённых пунктов с низким проникновением финансовых услуг и для маломобильных категорий граждан. При этом финансовые платформы не будут брать комиссию с пользователей — они будут зарабатывать на комиссиях банков и страховых компаний.
Из минусов: в систему маркетплейс — по крайней мере в начале — попадут не все банки, страховые и финансовые компании. Так, на первом этапе в системе были зарегистрированы всего 14 банков, среди них Газпромбанк, Россельхозбанк, ФК Открытие, Тинькофф Банк и другие.