Газета "Коммерсантъ" №86 от 19.05.2020
Созданное прошлой осенью партнерство ЦБ и Национального расчетного депозитария (НРД) по развитию системы передачи финансовых сообщений (СПФС) начало реализовываться. НРД получил статус сервис-бюро СПФС. Ожидается, что подключение к российскому аналогу SWIFT через НРД будет дешевле и сделает сервис более доступным для небольших банков и компаний. Впрочем, ряд потенциальных клиентов вполне довольны существующими сервисами и пока не собираются переходить на СПФС.
Национальный расчетный депозитарий, являющийся центральным депозитарием, получит статус сервис-бюро системы передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России. Об этом “Ъ” сообщили в НРД и подтвердили в ЦБ. Как сообщил представитель Банка России, подключение через сервис-бюро позволяет упростить получение услуг пользователями и снизить их стоимость. Управляющий директор по технологическим сервисам НРД Александр Нам отметил, что все готово для начала пилотного тестирования сервиса. Про его оценке, необходимый функционал будет готов в первом квартале следующего года.
По данным ЦБ, к СПФС подключились 392 пользователя, в основном российские банки и их отделения, а также некоторые компании (в частности, «Роснефть»), а также национальные банки республик Южная Осетия и Абхазия. По итогам 2019 года через систему прошло 12,9 млн сообщений, в 2,4 раза больше, чем в 2018 году.
Осенью прошлого года ЦБ принял решение развивать СПФС совместно с НРД (см. “Ъ” от 18 ноября 2019 года). Для регулятора «дорого держать гигантский штат архитекторов», а сервисное бюро может взять на себя заботу о тех организациях, для которых «сервис ЦБ дорог, неудобен, сложен», заявлял тогда его представитель. Тариф Банка России за передачу сообщения составляет 1 руб. (до 500 сообщений в день) и около 80 коп. (свыше 500 сообщений).
При этом у ЦБ довольно высокие требования к инфраструктуре на стороне клиента при подключении СПФС (к провайдерам услуг связи, к шифровальному оборудованию, программному обеспечению), стоимость решений может достигать десятков миллионов рублей. По словам Александра Нама, тариф НРД зависит от трафика и будет состоять из единовременной платы за подключение (ориентировочно от 100 тыс. руб.) и ежемесячной платы за пользование (от 5 тыс. руб. в месяц).
Как сообщил “Ъ” член правления ЗАО «Банк Азии» (Киргизия) Мыктыбек Шокенов, банк уже работает через НРД в системе SWIFT: «Мы также смотрим на возможность получить доступ к СПФС через НРД в качестве резервного канала в случае реализации риска отключения России от SWIFT, поскольку большинство наших корреспондентских банков находятся в России». Зампред правления МКБ Сергей Путятинский считает, что внедрение Банком России концепции сервис-бюро СПФС позволяет существенно снизить расходы на поддержание инфраструктуры для передачи финансовых сообщений. По его словам, реализация проекта наряду с уже имеющейся функцией сервис-бюро SWIFT существенно упрощает жизнь небольшим банкам и организациям, передающим несколько десятков или даже сотен сообщений в день.
Президент Ассоциации корпоративных казначеев Владимир Козинец отмечает, что практика подключения через сервис-бюро очень распространена в мире в случае со SWIFT, в случае с СПФС это тоже полностью оправданно. Это поможет подключиться большему количеству компаний, у которых могли бы возникать сложности при прямом подключении.
Впрочем, далеко не все потенциальные клиенты готовы переходить на СПФС. Как сообщил операционный директор брокерского бизнеса «БКС Брокер» Евгений Овечкин, SWIFT используется подразделением BCS Global Markets и планируется расширить его использование на «БКС Брокер» для получения сообщений по корпоративным действиям от иностранных депозитариев. По его словам, СПФС пока подключать не планируется.