Банк России рассказал, что его роль будет выполнять инициированный им маркетплейс
Чтобы сделать вклад в банке, мы сначала интересуемся, какой там предлагают процент, сравниваем с условиями других кредитно-финансовых учреждений.
И, как правило, изучить нужную информацию удается только в одном или максимум трех банках.
ДЛЯ ВЫГОДЫ И УДОБСТВА
"Обойти", даже виртуально, не то, что ногами, большее число финансовых учреждений, чтобы узнать лучшие условия, часто не хватает времени и сил. Именно для того чтобы сравнить и выбрать наиболее подходящие условия, создан маркетплейс, эдакий финансовый интернет-магазин, где в онлайн-режиме можно приобрести услуги разных банков, страховых компаний, брокеров и так далее. Что такое маркетплейс и насколько безопасно им пользоваться, об этом рассказали на пресс-конференции Центробанка России.
По словам советника первого заместителя председателя Банка России Елены Чайковской, проект "Маркетплейс" инициирован еще в декабре 2017 года. Однако законодательное подспорье он получил только летом 2020 года, когда депутаты Госдумы приняли законы о совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы.
- Нас часто спрашивают, какова роль Банка России в создании маркетплейсов? Банк России выступает здесь только в качестве регулятора, - отвечает Елена Чайковская.
По ее словам, в маркетплейсы не будут вложены государственные средства. А когда проект инициировали, думали о повышении доступности финансовых услуг для жителей, в том числе в небольших населенных пунктах. Ведь открывать свои офисы в регионах банкам, которые не входят в топ-5 или топ-10, не выгодно. А именно такие финансовые учреждения часто предлагают наиболее выгодные условия. И онлайн-платформа позволит приобрести финансовый продукт от организации, которой нет не только в конкретном городе, но и в регионе.
"ЗОЛОТАЯ ЗАПИСЬ" ВМЕСТО ДОГОВОРА
Насколько подобные сделки безопасны для граждан? На этот вопрос Елена Чайковская ответила, что храниться вся информация о них будет в регистраторе финансовых транзакций (РФТ), который создан в рамках проекта "Маркетплейс" для учета сделок, совершенных на финансовых платформах. Аккумулирует информацию репозитарий Национального расчетного депозитария (НРД).
- Это центральный депозитарий, более надежного места я просто не знаю, - заметила советник первого заместителя председателя Банка России.
Управляющий директор по репозитарной деятельности НРД Анастасия Киселева рассказала, что операторы финансовых платформ будут отчитываться, какие банковские вклады на маркетплейсе открыты, какие сделки совершены. На основе данных РФТ клиент через портал госуслуг сможет получить единую выписку по всем своим финансовым продуктам, которые приобрел.
А если вдруг банк, где открыт депозит, потерял лицензию, то информация из реестра уйдет в Агентство по страхованию вкладов. Оно автоматом без каких-либо заявлений со стороны клиента перечислит страховую сумму на счет, указанный при открытии вклада.
- Информация, хранимая в реестре зарегистрированных сделок, обладает статусом "золотой записи", что позволяет потребителю иметь юридически значимое подтверждение сделки при отсутствии бумажных договоров, - объяснила Анастасия Киселева. - В случае спора продавца и потребителя информация из РФТ будет служить доказательством совершения сделки. Это страхует клиента от недобросовестно оказанных услуг.
ЛИЧНОСТЬ ПРОВЕРЯТ
В настоящее время в России действует всего три финансовых платформы. Одна предлагает вклады и страховки ОСАГО, другая - облигации, а третья - паи паевых инвестиционных фондов (ПИФов).
Пока выбор оставляет желать лучшего.
Однако, как уверяют агрегаторы платформ, ассортимент финансовых продуктов будет расширяться, а число присоединенных к платформам банков, брокеров, управляющих и страховых компаний расти. Так, по данным управляющего директора проекта "Финуслуги" Московской биржи Игоря Алутина, в ближайшее время планируют присоединиться к их проекту 20 банков, а еще 40 - рассматривают возможность своего участия в нем.
Пока онлайн-платформа предлагает полисы ОСАГО 15 страховых компаний и вклады всего 11 банков. Чтобы открыть в каком-либо из них депозит, нужно зарегистрироваться в финансовом "магазине".
Для этого ввести фамилию, имя, отчество (при наличии), электронную почту, номер мобильного телефона), к созданному профилю привязать подтвержденную учетную запись на госуслугах. После этого вашу личность должен проверить представитель финансовой платформы. Он также сверит все ваши данные и сфотографирует паспорт.
И только после регистрации и идентификации вы сможете на платформе совершать какие-либо сделки во всех подключенных к ней банках, страховых компаниях и других финансовых организациях. Как сообщил представитель агрегатора, она несет ответственность за сохранность конфиденциальной информации.
А двухступенчатая проверка личности необходима, чтобы быть уверенным, что от вашего имени не действует другой человек. Движение по финансовым продуктам можно будет отслеживать в личном кабинете.
Кстати, все операторы финансовых платформ должны быть подотчетны Банку России и включены в специальный реестр. Найти его можно на сайте регулятора, там же уточнить адреса онлайн-сервисов. Как отмечают в Банке России, основная опасность маркетплейса - это вместо него оказаться на мошенническом сайте. Если деньги попадут к аферистам, вернуть их будет сложно.
Автор: Муратова Светлана, Источник: Нижегородские новости
Дата: 14.04.2021 6:00:00, Город: Нижний Новгород
Рубрика: Финансы;